Басты бет / НАЭО–да таңбалау / Беларусь Республикасы / Маркировка товаров в Беларуси – мощь государственной поддержки

Маркировка товаров в Беларуси – мощь государственной поддержки

10 июня 2021

Маркировка товаров в Республике Беларусь является больше, чем просто технологическим, торговым или политическим проектом. Во-первых, это отражение экономических процессов и тенденций, происходящих как в ЕАЭС, так и в Евросоюзе. Во-вторых, располагаясь между этими двумя крупными организациями, страна балансирует, чтобы удержать грань, позволяющую извлечь выгоду и с Запада, и с Востока. В-третьих, Беларусь идёт своим собственным путём, осознанно приспосабливая зарубежный опыт к местным условиям.

География.

Фактически, оставаясь высокоразвитым фрагментом экономики бывшего СССР, и до сих пор сохраняя тесные экономические связи с Российской Федерацией, Беларусь интенсивно развивает торговлю со странами Евросоюза, бывшими советскими республиками и многими другими странами. В частности, республика экспортирует калийные удобрения, продукты нефтепереработки, тяжёлую технику, электронику, автомобильное стекло, продукты питания, программное обеспечение и многое другое. С запуском Белорусской АЭС страна может стать и поставщиком недорогой электроэнергии европейского масштаба. В то же время, находясь на самом стыке ЕАЭС и Евросоюза, Беларусь страдает от проникновения контрабанды (и контрафакта) из Евросоюза (прежде всего, Польши) и транзита этой продукции на территорию ЕАЭС. Помимо недобора платежей в бюджет самой Беларуси и проблем с качеством товаров, существует ещё проблема перетока контрабандных товаров в ЕАЭС – прежде всего, в Россию.

Эксперты оценивают потери белорусского бюджета от одной контрабанды сигарет в сотни миллионов долларов в год и до полутора миллиардов долларов в год суммарно

Другой причиной и мотивом развития маркировки является транзит товаров из Китая в Западную Европу. Получая доходы от транзита нефти и газа с востока на запад, руководство Беларуси осознает, какого масштаба доходы сулит транзит китайских товаров в Европу при прохождении по «Поясу» и Беларуси, в частности. Поэтому, организуя контроль уже сейчас, страна закладывает основу для получения значительных доходов в будущем.

Маркировка в РБ как часть общего евразийского процесса

К моменту принятия декларации о «четырех свободах» Беларусь уже продвинулась далеко вперед в деле маркировки товаров – первые внедрения маркировки начались еще в 2004 году. С тех пор процесс постоянно настраивался, оптимизировался, что привело к целому ряду положительных эффектов:

  • Маркировка товаров, насколько возможно, приспособлена к потребностям именно белорусской торговли и экономики.
  • Упрощение всего процесса, его необременительность для производителей товаров и импортеров. «Спрямление» всего процесса за счет исключения налоговых органов на этапе подачи данных в государственные базы дало радикальную экономию времени.

  • Возможность указания данных о маркировке в электронных накладных в случае отсутствия маркировки на изделиях.
  • Унификация стандартов средств идентификации (марок) и, как следствие, снижение себестоимости маркировки. В зависимости от товарной группы, стоимость марки составляет от 1 белорусской копейки до 2 белорусских рублей.
  • Отсутствие необходимости наносить белорусскую маркировку на товары, маркированные в странах ЕАЭС с 2017 года. Нанесение маркировки заменено требованием вносить в ГБД сведения о таких товарах.

Принятые ранее Беларусью действия были призваны облегчить когда-то перспективную, а ныне уже работающую интеграцию систем маркировки в странах ЕАЭС. Сейчас республика начинает пожинать плоды своей дальновидности. Например, интеграция систем с «Честным Знаком» позволяет белорусским производителям наносить коды маркировки прямо во время производства, не беспокоясь, кому конкретно пойдет данный товар. В целом, проводя обширные экспортные операции в ЕАЭС, страна, безусловно, очень заинтересована в безболезненной и быстрой интеграции всех информационных систем и гармонизации законодательства, а также методологии. Беларусь очень быстро убедилась, что развитие национальных систем маркировки не препятствует интеграции национальных систем.

Как это работает?

Конечно, определяющую роль в прогрессе белорусской версии маркировки товаров сыграло понимание ее будущего развития и своей ниши в новом процессе, а также отношение к маркировке как к новым возможностям, а не дополнительной обязанности.

Национальным оператором маркировки товаров является РУП «Издательство «Белбланкавыд», принадлежащее государству. Соответственно, и интересы этого предприятия отстаиваются всей мощью государства и его ресурсов. В частности, сайты всех государственных органов, обеспечивают обширную медиа-поддержку: освещают все изменения и новости в законодательстве, проводят разъяснительную работу.

Похоже, что обратная связь от бизнеса к власти тоже работает быстро, судя по разнообразию вопросов, покрываемых нормативно-правовыми актами, хотя обычно именно государство и госсектор чаще всего обвиняют в негибкости и инертности.

Дорогу осилит идущий

Ключевым моментом белорусской маркировки, а в целом – и всего развития страны, является понимание того, что с населением менее 9,5 миллионов человек работать на внутренний спрос, а также сохранять и развивать высокие технологии невозможно. Обязательно нужны экспортные операции, а следовательно, и гармонизация всех возможных аспектов сотрудничества со всеми торговыми партнёрами, дальними и ближними. В этом смысле интеграция в системы ЕАЭС, в том числе, маркировочные – только один из аспектов развития республики.

Ещё одним благоприятным фактором является многолетний опережающий рост ИТ-индустрии и создание государством благоприятных условий для его развития – например, парка высоких технологий. Как можно догадаться, автоматизация маркировки может и должна быть заказана у отечественных компаний, тарифы которых заметно ниже, чем у ИТ-гигантов. К тому же, такие подряды подстегнут развитие именно отечественной ИТ-отрасли, что является важным приоритетом в экономической политике страны.

Что подлежит маркировке?

В настоящее время маркировке и прослеживаемости подлежат уже многие товарные группы, среди них продукция лёгкой промышленности, обувь, парфюмерия, шины, кофе, чаи, моторные масла, пиво, слабоалкогольные напитки, синтетические моющие средства, альтернативные табачные изделия, телевизоры, часы, компьютеры, оргтехника. Многие другие товарные группы уже на подходе или проходят пилотные проекты.

Подводя итоги, стоит сказать, что самое ценное в белорусской маркировке – то, что страна самостоятельно прошла все уровни развития маркировки, принимая зарубежный опыт лишь в той мере, в которой он соответствовал интересам самой республики.

Жаңалықтармен бөлісу:

Тағы сұрақтарыңыз бар ма?

Басқа сұрақтарыңыз болса, 8 800 080 6565 қолдау телефонына хабарласыңыз (8:00-20:00)

Олардан техникалық қолдау көрсетіміне сұраңыз