- Оқыту
- Мобильді қолданбалар
23 декабря 2020 года Советом ЕЭК принято решение № 129 о введении маркировки отдельных видов молочной продукций средствами идентификации на территории ЕАЭС.
Целью маркировки молочной продукции является государственный и потребительский контроль над качеством и оборотом молочной продукции.
Система маркировки обеспечивает физическую прослеживаемость каждой единицы товара по всей цепи поставок, предоставляя данные об истории отслеживаемой товарной единицы, тем самым обеспечивая ряд выгод для государства, бизнеса и потребителей.
Рынки ЕАЭС (в частности, российский и белорусский) важны для тех казахстанских производителей, которые работают на экспорт. Их ежегодные поставки составляют более 40 млн. долларов. Для таких компаний важно соответствовать всем нормам и стандартам стран-импортеров.
Маркировка позволит казахстанским экспортерам молочных продуктов сохранить свою долю на рынках ЕАЭС, так как в РФ и РБ в 2021 году уже введена обязательная маркировка молочной продукции.
Отрасль в цифрах
В 2020 году в рамках ежемесячного мониторинга безопасности продукции, проводимого Комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Минздрава РК, исследована 2 841 проба молока и молочной продукции, из них 262 (11,7%) не соответствовали требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Основными нарушениями требований технических регламентов являются:
Из 105 исследованных проб молочной и масложировой продукции фальсифицированной признаны 27%, (из них 81% импорт - Россия, Беларусь, Кыргызстан, Украина, Франция, Литва, Финляндия, Германия, США, остальное местного производства).
По выявленным нарушениям выдано 962 предписания, возбуждено 29 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на общую сумму более 12 млн. тенге, снято с реализации более 13 тонн некондиционной, в том числе более 70 кг опасной масложировой продукции.
Что делать?
Введение маркировки и прослеживаемости молочной продукции станет одним из основных инструментов в борьбе с некачественной продукцией:
Международный опыт.
Контроль «от поля до прилавка» - принцип, провозглашенный продовольственной и сельскохозяйственной организациями ООН и Международным эпизоотическим бюро.
Как показывает международный опыт, маркировка молочной продукции более эффективна в таком режиме - «от поля до стола».
Мировые лидеры сельского хозяйства и производства молочных продуктов (Новая Зеландия, США, Канада) законодательно закрепили маркировку продуктов «от поля до стола».
Ее преимущества:
Для производителей:
Для государства:
Для потребителя:
Опыт в ЕАЭС (РФ)
Прослеживаемость молочной отрасли в РФ в режиме «от поля до стола» действует на базе системы электронной ветеринарной сертификации ФГИС «ВетИС» под эгидой Россельхознадзора.
Участники оборота от производителей до розницы передают в систему информацию об операциях с сырьем и готовой молочной продукцией (производство, перемещение, переход права собственности) посредством оформления ветеринарных сопроводительных документов. Таким образом фермерские хозяйства передают сведения о здоровье животных, состоянии имеющихся пастбищ, а также о сыром молоке. Производитель в последующем фиксирует используемое сырье в каждой единице готового молочного продукта.
В молочной отрасли РФ уже сейчас действует комплексная прослеживаемость движения сырья и готовой молочной продукции - в том числе, для противодействия нелегальному обороту продукции на молочном рынке.
Опыт в ЕАЭС (Беларусь)
Маркировка молочных продуктов в Беларуси введена совсем недавно – в июле 2021, поэтому накопленный массив данных пока недостаточен для анализа, но один из ранних результатов уже можно отметить – с момента внедрения и по настоящее время маркировка привела к увеличению производства легальной молочной продукции на некоторых заводах на 5-10%. Это означает, что либо какая-то часть продукции выведена из теневого оборота, либо кто-то из производителей вынужден снизить выпуск нелегального продукта, и эта доля рынка автоматически перешла к законопослушным производителям – именно то, чему и призвана служить маркировка.