- Оқыту
- Мобильді қолданбалар
Продажи контрафактной продукции на рынке Казахстана, и без того увеличивающиеся до 10% ежегодно, летом 2022 года набирают угрожающие обороты. На прошлой неделе в Казахстане была изъята партия контрафактной продукции, предназначенная для коммерческих организаций, с дальнейшей передачей в медучреждения республики для лечения онкологических заболеваний. Чуть ранее в Восточном Казахстане правоохранительные органы задержали партию контрафактных товаров, в которой, в числе прочего, были медикаменты, детские игрушки и обувь. Стоимость партии составила 42 млн тенге. А в Кокшетау с поличным поймали продавцов «паленых» сигарет на общую сумму, превышающую 20 млн тенге.
Согласно статистике ООН, маржа от продажи контрафактного товара находится почти на одном уровне с прибылью от продажи оружия, наркотрафиком, торговлей людьми и незаконным оборотом краснокнижных животных и их дериватов. В этом списке на первом месте – торговля наркотиками, которая оценивается в мировом эквиваленте в $320 млрд в год, а на втором – контрафакция, то есть продажа поддельных товаров, приносящая $250 млрд незаконной прибыли.
В Казахстан, как выяснилось, выгоднее завозить контрафакт, чем его здесь производить. Особенно если речь про крупные партии. Основная часть нелегальных товаров в республику поступает из Китая – почти 70%, что эквивалентно $4,2 млрд. Как отмечают в НПП «Атамекен», список насчитывает множество самых разных наименований, от электрических лампочек до предметов роскоши.
Остальные 30% поступают из Кыргызстана, Азербайджана и России. При этом из Кыргызстана в Казахстан чаще всего везут поддельные автозапчасти, из России – контрафактную молочную продукцию, а из Азербайджана – суррогатный алкоголь самых разных марок и наименований.
Однако это не значит, что производства контрафакта в стране нет вовсе. Подделывают, особенно в южных регионах, причем подделывают все, что только можно – от бытовой химии и автозапчастей до медикаментов. Порой доходит до курьезов: на рынках Алматы можно найти даже носки от Louis Vuitton и влажные салфетки от Dior, хотя такие товары эти компании не производят.
Если говорить о крупных конгломерациях подделок, то в Казахстане они подразделяются на четыре сектора. Так, доля теневого оборота на рынке легкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви — 48,5%, на рынке алкоголя доходит до 40%, фармацевтики — 16,8%. Но лидером является торговля суррогатом меда и его составляющих. В результате государственная казна ежегодно теряет 300 млрд тенге, тогда как прибыль реализаторов подделок колеблется, согласно статистике НПП «Атамекен», от 500 до 5000%.
На вопрос, почему все эти факты имеют место быть, эксперты ссылаются на вечную истину: если есть спрос, есть и предложение. С другой стороны, рост продаж контрафактной продукции может быть связан с повсеместным повышением цен – не только на продукты питания, но и на услуги, и на товары народного потребления. А еще роль в расцвете контрафактного бизнеса в Казахстане сыграло то, что с 1 января 2020 года был введен мораторий на проверки малого и микробизнеса, существенно уменьшивший в республике возможность защиты интеллектуальной собственности.
Мед относится к наиболее часто фальсифицируемым продуктам. Отличить подделку от оригинала бывает очень сложно. Фальсификаторы используют не только сахар, но и ароматизаторы, и искусственные добавки – тростниковый сахар, кукурузный сироп.
Чаще всего обман кроется в купажировании меда, то есть смешивании настоящего с дешевым аналогом. Под видом свежего продают мед застоявшийся, выдавая его за продукт с недавнего урожая. Для этого его нагревают, после чего мед теряет все свои полезные свойства. А чтобы он стал подходящей концентрации, в него добавляют крахмал или воду с лимоном.
На территории Казахстана, согласно данным южного отделения Союза пчеловодов РК, пчеловодством занимается в общей сложности 5 тыс. хозяйств, которые, в зависимости от урожайности года, производят в среднем 3 т меда, что минимально позволяет собрать до 15 тыс. тонн меда. Учитывая, что килограмм подлинного продукта стоит от 2 до 6 тыс. тенге, общая цифра прибыли выглядит внушительно – от 30 до 90 млн тенге. Но она увеличивается в разы, потому как фальсификация меда и его производных занимает половину контрафактного рынка республики. Такие же проблемы с медом характерны для Австралии и ЮАР.
Согласно исследованию Report Kontrafakt, в 2018 году более 80% задержанного контрафакта в Казахстане пришлось на алкогольную продукцию, спортивную одежду и люксовые бренды. Суррогатный алкоголь в этой группе составлял треть всех наименований.
В 2022 году картина не изменилась: подделки алкогольной продукции по-прежнему не падают ниже 25%, а в отдельные сезоны достигают 40%.
Контрафактный алкоголь бьет по карману и репутации производителя, наносит ущерб государству, отрицательно влияет на здоровье казахстанцев (от 12 до 30 летальных исходов ежемесячно), но достигает 35 млн литров потребления в год. Только в прошлом месяце в Шымкенте и Туркестане в очередной раз была пресечена незаконная деятельность по производству алкогольной продукции с использованием поддельных учетно-контрольных марок. В двух подпольных цехах под видом дорогих наименований изготавливали суррогатный алкоголь в антисанитарных условиях с его последующей реализацией.
В Алматы таких цехов за предыдущие полгода было закрыто восемь, а из незаконного оборота изъято более 110 тыс. бутылок популярных марок алкоголя — Jack Daniel’s, Jameson, «Казахстан», «Хортица» и «Царская».
«В основном подделывают водку и коньяк, вино и пиво – гораздо реже. Каждая третья бутылка на прилавке магазинов – это контрафакт, тогда как в 2016 году это была каждая пятая бутылка», – подтверждают в ОЮЛ «Ассоциация «Казалкотабак».
Связано это с тем, что спрос населения на контрафактную и более дешевую (менее 1000 тенге за 0,5 литра) алкогольную продукцию растет с каждым годом. На ухудшение ситуации влияют и акцизы на алкоголь, которые достигают 52% стоимости каждой единицы продукции.
Еще один опасный контрафакт – лекарства, которые на теневом рынке фармацевтики в республике, согласно официальной статистике, де-юре занимают 16,8%. Но эта цифра, по мнению юристов, на самом деле может быть выше, как и количество случаев, указывающих на прямой вред, наносимый здоровью казахстанцев от поддельных таблеток и сиропов.
Фактически каждая десятая упаковка лекарства не только не помогает вернуть здоровье потребителям, но и может привести к необратимым последствиям.
Нелегальные производители лекарственных средств в лучшем случае прессуют таблетки из мела, в крайнем – из талька. По словам эксперта по борьбе с фальсификацией лекарственных средств Дениса Астанина, участвовавшего в обсуждении на круглом столе по теме контрафакта в Алматы еще в конце 2016 года, встречались случаи, когда лабораторные анализы распознавали в подделке цемент и даже крысиный яд, что не мешало производителям получать многомиллионные прибыли.
Примерную цифру нетрудно подсчитать, исходя из ежегодных продаж лекарственных средств в республике, выручка за которые, согласно данным официального фармацевтического вестника РК, составляет 390 млрд тенге. Вот только динамика реализации на розничном рынке демонстрирует рост в денежном выражении при убыли, пусть и незначительной – на 0,9%, в упаковках. Что говорит о новом повышении цен на лекарства и, соответственно, возможном увеличении производства и реализации фармацевтических подделок. Причем на первом месте идут лекарства от COVID-19, на втором – средства терапии ВИЧ, на третьем – препараты против онкологических заболеваний.
На долю брендовых и люксовых вещей, поставляемых недобросовестными местными производителями подделок одежды на рынки Казахстана, приходится 63% от общего объема фальсифицированных изделий отечественной легкой промышленности. А это, по самым скромным подсчетам, 1 трлн тенге, который отражает оборот денежных средств теневой части рынка легкой промышленности в республике.
Таким образом, в данном секторе контрафакт и контрабанда фактически девальвируют, попутно обесценивая меры государственной поддержки тех, кто работает на законных основаниях и платит установленные налоги в бюджет государства. Их немного – крупных предприятий отечественного легпрома насчитывается всего 13, но они не обеспечены сырьем даже по основным видам: шерсти, хлопку, коже. Чего не наблюдалось во времена СССР, когда база отечественного сырья считалась одной из самых прочных на всем постсоветском пространстве. Отсюда и сегодняшнее засилье импорта, особенно со стороны Китая, поставки откуда достигают 95%. Тогда как в Казахстане, согласно официальной статистике, «производится одна мужская верхняя одежда в год на 40 человек, один свитер на 105 человек, остальную часть одевают за счет импорта». В итоге объем производства составляет 1%, а доля объема легкой промышленности в ВВП страны – 0,1%. И ситуация не меняется на протяжении трех десятков лет.
Подробнее на Kursiv Media