- Оқыту
- Мобильді қолданбалар
В Казахстане, как и в большинстве стран, с производством и потреблением алкоголя связан огромный клубок взаимосвязанных вопросов. Помимо медицинских и социальных проблем, связанных с алкоголем, параллельно всегда существовали проблемы экономические и даже криминальные. Широко известны последствия введения «сухого закона» в США, СССР и других попыток регулирования оборота алкоголя и борьбы с его кустарным или незаконным производством.
По большому счету, проблемы те же, что и в прошлом столетии: качество поддельного и контрафактного алкоголя, а также неуплата налогов, акцизов, пошлин и других выплат.

При существующих объемах производства алкоголя (от 560 до 750 миллионов литров в год) это означает, что в год от 112 до 300 миллионов литров алкогольных напитков уходят в теневой оборот и потенциально являются опасными для здоровья. Трудно оценить это явление в цифрах, но новости об отравлениях не являются редкостью в выпусках новостей. Проблема настолько же болезненная, насколько и застарелая.
Близкой к проблеме «самопала» является и проблема контрафактной продукции – подделки под известные товарные марки. Контрафакт может быть и низкого, и приемлемого качества, но механизм ущерба здесь ясен вполне. Недобирают выручку настоящий производитель, добросовестные предприниматели, а также казна государства – импортера (и/или экспортера).
Вся контрабанда делается в Одессе, на Малой Арнаутской. Из книги и фильма «12 стульев»

Масштабы контрабанды трудно оценить в цифрах даже косвенно, но суть проблемы ясна – прибыль извлекает лишь цепочка, непосредственно задействованная в контрабанде. Бюджет государства, а за ним здравоохранение, образование и другие общественно значимые учреждения недополучают финансирование, зато сполна получают проблемы, вызванные алкоголем, пусть даже и качественным.

По статистическим данным последних лет, производство алкогольной продукции в Казахстане колеблется от 650 до 765 миллионов литров в год. По оценкам Discovery Research Group годовой оборот алкоголя в 2021 году приблизится к 700 млрд. тенге. При схемах с контрафактным или контрабандным алкоголем крупные суммы в бюджет недополучает государство, и эти суммы так или иначе ложатся дополнительным бременем на добросовестных производителей и предпринимателей. Акцизы, налоги, ввозные пошлины (если есть) – при существующем объеме поставок и даже самых щадящих оценках нелегального оборота суммы получаются впечатляющие – десятки, если не сотни миллиардов тенге. Поступление хотя бы части этих сумм в государственный бюджет через более зрячее управление рынком заметно смягчило бы и протекание мирового экономического кризиса, и последствия новоявленного вируса.

Сканерами должны быть оснащены все участники логистической цепочки. На последнем этапе – магазинной полке – его подлинность сможет проверить и покупатель, пользуясь мобильным приложением на своем телефоне. После продажи через кассовый аппарат данная марка становится неактивной.
Помимо подтверждения подлинности на товаре могут быть закодированы другие полезные сведения.
Главный выигрыш здесь – отсечение от легального оборота поддельных и контрабандных товаров, у которых подлинной маркировки не будет.
Главные результаты маркировки:
Начиная с июня 2019 года, в Казахстане проводится пилотный проект по маркировке алкогольной продукции. Его целью является отработка методологии и технологии маркировки и прослеживаемости товара, приведение алгоритма работы в соответствие с законодательством, налаживание взаимодействия между ведомствами, а также возможность подготовиться к предстоящему введению обязательной маркировки на алкоголь в более мягком, постепенном режиме. С момента внедрения обязательной маркировки алкогольной продукции производители и импортеры будут обязаны выпускать и ввозить в страну продукцию уже с маркировкой, подтверждающей подлинность товара. С момента внедрения производство, продажа, хранение и перемещение немаркированной продукции будет запрещено.

