- О маркировке
- Мобильные приложения
Цифровая маркировка товаров средствами идентификации в странах ЕАЭС началась в разное время и до сих пор идёт разными темпами и с разным охватом целей. Беларусь начала маркировку товаров раньше всех стран, ныне входящих в ЕАЭС, ещё в 2004 году – задолго до создания Таможенного Союза. В Казахстане аналогичный проект начался в 2017 году, когда страна уже стала одним из основателей ЕАЭС. Задачи, приоритеты и степень прогресса двух стран также различались.
Тем интереснее была встреча с заместителем директора оператора маркировки Республики Беларусь - РУП «Издательство «Белбланкавыд» Алексеем Смирновым.
Впечатлениями от встречи делятся ее участники, сотрудники ТОО «Казахстанская Марка»: Абай Абильмагжанов – старший эксперт по законодательству ЕАЭС и Асет Мухамедкасым – руководитель проекта.
Абай: Задачи перед Национальным оператором маркировки Республики Беларусь стояли вполне конкретные – установить контроль над товарными потоками, прекратить контрабанду и контрафакт, поддержать свой экспорт, расширить налоговую базу. Первой в СНГ начиная цифровую маркировку товаров, страна не имела перед глазами готовой модели для подражания и самостоятельно несла значительные затраты на исследования и разработку всех аспектов – с одной стороны. С другой - имела свободу и возможность очень точно (и даже комфортно) настроить все процессы к потребностям местных компаний – товаропроизводителей, экспортёров, импортёров, дистрибьюторов, оптовых и розничных торговцев.
Учитывая, что это нововведение было направлено на благо отечественных предпринимателей, то и законотворчество во многом руководствовалось их интересом и инициативой. Кроме того, принадлежащие государству СМИ широко оповещали обо всем происходящем.
В России маркировка товаров поставлена на более комплексную основу – здесь помимо сугубо торговых задач заложен обширный потенциал на будущее. Однако у такого преимущества есть своя цена – сложность системы маркировки и сравнительно высокие расходы на содержание.
В Казахстане же, во многом благодаря сравнительно благополучному экономическому положению, впереди идёт законодательная и методологическая инициатива, которая потом «надевается» на бизнес-процессы.
Касым: Меня больше заинтересовали подробности технической и методологической реализации. В Казахстане маркировка товаров вводится по каждой товарной группе отдельно. Поэтому у нас на рынке одновременно присутствуют и маркированные товары и те, которым маркировка ещё предстоит. В Беларуси же маркировке подлежат любые товары, а регулирование их по товарным группам вводится по мере совершенствования методологии.
В Беларуси более мягкие требования по формату вводимых данных. С одной стороны, удобнее бизнесу. С другой, собранные данные неоднородны. Скорее всего, в будущем их структуру, все равно, придётся делать более строгой.
Однозначно понравилось то, что в Беларуси ВСЕ участники оборота товаров могут самостоятельно заказывать и наносить коды маркировки – это позволяет ослабить потенциальное «узкое место» - этап маркировки, где затраты времени могут оказаться значительными. Но и тут возможна лазейка для контрабанды или контрафакта, предотвращение которой необходимо предусмотреть.
Уже налажена обширная интеграция с системами РФ. Благодаря ей, например, белорусские производители могут наносить коды маркировки прямо во время выпуска продукции, не заботясь о том, какой конкретно организации пойдёт её товар. Это большой выигрыш во времени – именно на этом этапе часто случаются задержки.
Регулирование каждой товарной группы в Казахстане ведётся соответствующим ведомством, отсюда неоднородная нормативная база. В Беларуси инструмент контроля единый, что очень удобно. Но оборотная цена - он должен сочетать в себе требования к самым разнообразным группам, что не всегда легко даётся.
Пилотные проекты в Беларуси проводятся максимально приближенными к реальным условиям, с возможно большим количеством участников и сценариев. Объявляется дата, проводится внедрение, а для адаптации предпринимателей к нововведениям им предоставляется льготный период. В Казахстане же порядок обратный – проводится довольно долгий пилотный проект, во время которого проходит обкатка методологии и технологических решений. По результатам такого проекта принимается решение о дальнейшей судьбе маркировки данной товарной группы.
Помимо общения с Национальным оператором маркировки и техническим партнером, Алексей Смирнов также дал интервью журналу «Форбс».