- Оқыту
- Мобильді қолданбалар
По данным НПП «Атамекен» емкость казахстанского рынка обуви составляет от 70 до 80 миллионов пар обуви в год. Из них в стране производится 1-1,2 миллиона пар и лишь над этим количеством существует какой-то контроль качества. Вся остальная обувь поступает в страну по импорту и относительно ее качества остается надеяться либо на репутацию торговой марки, либо на авось. В первом случае уверенность в качестве оборачивается более высокой ценой, во втором – разочарованием в покупке. Расползающиеся швы, отклеивающиеся части, некачественный материалы – эти симптомы знакомы многим. В итоге вечный вопрос – что делать?
Ответ пришел с неожиданной стороны – маркировка обуви на этапе производства и упаковки позволяет получать достоверные данные, относительно происхождения и качества товара.
Еще на этапе производства и упаковки производитель обуви шифрует в коде Data Matrix следующие характеристики:
Далее, при перемещении по логистической цепочке от производителя к импортеру, оптовому и розничному торговцу каждый участник цепочки дописывает сведения о себе в код. Таким образом, дальнейшая «судьба» изделия также становится доступной. Внесение и считывание сведений оптовыми и розничными точками является обязательной частью процесса и законодательно вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Наконец, потребитель может сканировать код на коробке или на самой обуви и узнать все интересующие его сведения, и принять решение о покупке, основанное на достоверных сведениях.
Самый же крупный и самый незаметный участник – государство – получает возможность более полно видеть ситуацию на рынке, более эффективно вести таможенную и налоговую политику. В результате выведения из тени значительного количества товара и последующего расширения налоговой базы мы будем иметь больше поступлений в бюджет, а значит, больше средств на развитие образования и здравоохранения. При оценке международной организации Transparency Kazakhstan доля контрабанды и контрафакта в обуви составляет 60-90%. Ожидается, что обязательная маркировка обуви может вывести из теневого оборота от 720 миллиардов до 1,8 триллиона тенге, что дает очень весомую прибавку государственному бюджету.
В целом, с технической стороны проект прошел успешно, теперь дело за масштабированием на всю страну.
В период до введения обязательной маркировки обуви имеющиеся на складах остатки должны быть промаркированы их владельцами самостоятельно. На этих запасах обуви может не быть полной информации, так как они уже давно прошли этапы заводской упаковки, импорта и логистики. Но по мере распродажи этих запасов, вся вновь поступающая в оборот обувь должна будет содержать полный набор сведений.