- О маркировке
- Мобильные приложения
Внедрению маркировки товаров в Армении предшествовал примерно тот же набор экономических проблем, что и в остальных странах бывшего СССР: невысокие доходы населения, преобладание импорта над экспортом (или зависимость от импорта), довольно непрозрачная внешняя торговля и необходимость расширения налоговой базы (из менее чем 2,9 миллионов населения республики не менее трети постоянно проживают за рубежом).
При этом наличие марок стало обязательным на упаковках с водой, напитками, соками, молочными продуктами, пивом, кофе, чаем, растительным маслом, мясом, рыбой и консервами, а также косметикой, парфюмерией и лекарственными средствами.
Такие марки могли быть сканированы специальным сканером или обычным смартфоном.
Процесс глобализации, усиленный бурным развитием ИТ-технологий, добавил ещё больше возможностей маркировке как фискальному инструменту. Начиная с 2021 года, Армения присоединяется к общему для всех стран ЕАЭС процессу маркировки товаров электронными идентификационными средствами.
Так как Армения (и Кыргызстан) на практике присоединились к маркировке товаров заметно позже России, Казахстана и Беларуси, то между всеми этими странами существует заметная разница в технологической готовности, а также методологическая разница в необходимости контроля над теми или иными видами продукции (и в выборе товарных категорий, подлежащих контролю).
На текущий момент в целях наполнения правовой основы процедур маркировки в рамках ЕАЭС разработана и принята Советом Комиссии так называемая базовая модель маркировки, которая включает в себя принципиальные моменты, по которым уже есть взаимное понимание и согласие. Остальные аспекты будут согласовываться на следующих этапах.
Вопросы, относящиеся к базовой модели маркировки:
- порядок формирования и нанесения средств идентификации,
- состав и структуру сведений о маркированном товаре,
- порядок взаимодействия национальных операторов,
- порядок функционирования информационной системы маркировки в контуре интегрированной информационной системы ЕАЭС.
При этом каждая страна сохраняет за собой право маркировать некоторые виды продукции в соответствии с положениями, отличными от базовой модели. Например, табачные изделия, алкоголь, лекарства. Кроме того, сохраняются и различия технологического характера. Например, Республика Армения проводит маркировку товаров кодами стандарта QR, тогда как в России, Казахстане и Беларуси используется стандарт DataMatrix.
В то время, как уполномоченный орган определяет методологическую политику маркировки и осуществляет постановку задач, практической реализацией, её воплощением занимается национальный оператор. Национальным оператором маркировки товаров средствами идентификации в рамках ЕАЭС определен консорциум компаний ООО «Центр развития перспективных технологий – Армения» и ООО «Аймарк».