- О маркировке
- Мобильные приложения
Табак и алкоголь являются распространённым предметом контрабанды и контрафакта во многих странах, поэтому работе с этими товарными группами уделяется приоритетное внимание во многих странах. Внедрение действенного контроля не только помогает решить (пусть и не полностью) проблемы с контрабандой и контрафактом, но и позволяет заметно пополнить казну. Казахстан в этом смысле не является исключением – эксперты оценивают недобор в казну от 5,6 до 23,5 миллиардов тенге в год. Неудивительно, что первой товарной категорией, в которой была внедрена обязательная маркировка, стала табачная продукция.
С 1 октября 2020 внедрена маркировка сигарет, а с 1 апреля 2021 - маркировка альтернативных табачных изделий (сигары, сигариллы, табачные стики, курительные жидкости).
Начиная с этих дат, вводятся в действие «Правила маркировки и прослеживаемости табачных изделий», принятые Министерством финансов 28 сентября 2020 года. Согласно этим правилам, продаваться и перемещаться теперь могут только маркированные изделия.
Маркировка должна производиться либо производителем на фабрике, либо импортёром до пересечения казахстанской границы или таможенной территории ЕАЭС – но, в любом случае, до выпуска произведённого товара в торговый или логистический оборот. Остатки немаркированного товара должны быть реализованы в течение календарного года с даты внедрения маркировки.
Внедрению маркировки табачных изделий предшествовал пилотный проект, в котором были задействованы все звенья торговой и логистической цепочки – производители, импортёры, оптовые и розничные торговые организации и потребители. Учитывая объем рынка табачных изделий и потенциальный объем контрафакта и контрабанды, самую большую заинтересованность в маркировке проявили именно производители и импортёры. На них и выпала большая часть методологических и пилотных исследований. Кстати, этот факт опровергает утверждения критиков маркировки, будто бы она способна увеличить розничные цены на многие десятки процентов. Вопреки утверждениям критиков, роста цен на табак после внедрения маркировки не произошло, так как стоимость маркировки составляет десятые доли процента от стоимости пачки сигарет.
Примерно 28% от 314 тысяч торговых точек по стране могут торговать табаком. Следовательно, примерно каждая третья точка уже подключена к системе маркировки табачной продукции. У остальных ещё есть время для подготовки и мягкого перехода к изменениям в работе.
Процесс маркировки проходит одновременно по нескольким направлениям: методологическим, техническим, нормативным и законодательным, а также фискальным. На начальный период маркировки (с учётом года на распродажу немаркированных остатков) за ее отсутствие штрафных мер не предусмотрено, но действующие требования по наличию акцизной марки и санкции за её отсутствие остаются в силе.
Из перспективных вопросов – интеграция с аналогичными системами стран ЕАЭС, а также интеграция с казахстанскими смежными системами. С учётом разных темпов развития маркировки в странах ЕАЭС, интеграция с ними не является немедленным приоритетом – скорее, это вопрос ближней или среднесрочной перспективы. Более актуальной является интеграция с системами отечественных регуляторов. В частности, обмен данными с ИС КГД.
Другим важным аспектом не только маркировки табака, но и маркировки любых товаров, а также любых крупных изменений является подготовка участников наступающих изменений – в нашем случае, участников оборота табачной продукции – то, что сейчас модно называть Change Management. В этой части Единый Оператор проводит обширную подготовительную работу: вебинары с участниками оборота каждой группы товаров: производителями, импортёрами, оптовой и розничной торговлей, потребителями, обучение по работе с ИС МПТ, оформлению документов, выпуск обучающих видео.