- О маркировке
- Мобильные приложения
Таможенный Союз и выросший из него Евразийский Экономический Союз изначально имели своей целью облегчение взаимной торговли, как и любое интеграционное объединение. Следовательно, ход внедрения маркировки и прослеживаемости товаров в странах ЕАЭС будет идти в той степени, в которой он отвечает интересам участников торговых операций и интересам самих стран, а степень успешности будет зависеть от баланса интересов участников торговых и логистических операций.
Например, в Республике Беларусь первые опыты с маркировкой товаров датируются ещё 2004 годом. Неудивительно, что там процесс ушёл далеко вперёд и, что ценно, естественным темпом развития. В результате страна имеет хорошо налаженный процесс, который одновременно обеспечивает высокое качество производимых и импортируемых товаров, а также устойчивый и предсказуемый поток платежей в казну. Беларусь является крупным торговым партнёром России и Казахстана, заинтересована в расширении торговых связей – поэтому открыта ко все более расширяющейся интеграции всем систем, включая и систему маркировки. При этом, развиваясь в своей нише, методология здесь может отличаться от методологии, принятой в России. С другой стороны, уже текущие действия показывают, что сложившиеся различия в подходах не являются проблемой.
Белорусские компании получат российские коды от национального оператора
В Российской Федерации старт маркировке товаров был дан в 2006 году, поэтому система маркировки также находится в высокой стадии развития. Существенным отличием российского варианта маркировки от белорусского является то, что в Беларуси этот процесс курирует оператор, принадлежащий государству (РУП «Белбланкавыд»), в то время как в России – построенный на принципах государственно-частного партнёрства (ГЧП) центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Спор о преимуществах и недостатках этих способов организации является в большей мере философским, но факт – оба варианта эффективны и самодостаточны.
Уже сейчас идёт становление национальных систем маркировки в остальных странах ЕАЭС - Казахстане, Кыргызстане и Армении, и логично было бы ожидать распространения положительно зарекомендовавших себя практик и на них, закладывая потенциал для будущей интеграции на более глубоком уровне.
В Казахстане наработки ЦРПТ и «Честного знака» изучаются и приспосабливаются к местным нормам и условиям, когда это целесообразно. Одновременно ведутся собственные исследования, разработки и внедрение. Пример – табачные изделия. По табаку и альтернативным табачным изделиям уже внедрена обязательная маркировка. Проводятся пилотные проекты и изыскания по еще 4 товарным группам – продукции лёгкой промышленности, лекарственным средствам, молочной продукции и алкоголю. Всего же в ближайшие годы к маркировке намечены 14 товарных групп.
Разработана и функционирует система управления кодами маркировки. Единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров Правительством страны определено АО «Казахтелеком». Техническим партнёром оператора является ТОО «Казахстанская Марка».
В то время как по методологии и автоматизации процесса есть возможность «сверять часы» с Россией и Беларусью, на местном уровне ведётся предварительная работа по обеспечению участников рынка достаточным количеством маркировочного оборудования и расходных материалов, всеобъемлющей нормативно-правовой базой, а также разработкой мер ответственности за несоблюдение требований по маркировке.
Армения, подобно Беларуси, начала маркировку еще в 2004 году, но мощности современного вычислительного оборудования и возросшая пропускная способность каналов связи подняли возможности по маркировке товаров до невообразимого тогда уровня. Поэтому здесь дополнительные усилия предстоят не так в технологическом плане, как в методологическом.
К примеру, маркировка алкогольной продукции реализована в своём оригинальном ключе. Например, алкогольная продукция ёмкостью ниже 0,5 литра и концентрации ниже 9% на территории Армении маркировке не подлежит вовсе. В то же время Армения уже действует синхронно со странами ЕАЭС. Например, с 2021, синхронно с Российской Федерацией, введены запреты на перевозку и продажу обуви и табачных изделий.
Национальным оператором маркировки и прослеживаемости товаров в Республике Армения определен консорциум компаний «Центр развития перспективных технологий – Армения» и «АйМарк», курируемый Комитетом государственных доходов Армении.
Кыргызстан в силу своего географического положения является очень привлекательным с точки зрения транзита товаров между КНР, Россией (через Казахстан), Казахстаном и Узбекистаном, в том числе, и транзита контрабанды и контрафакта. При небольшом населении (около 6 миллионов человек) и ограниченной ёмкости внутреннего рынка стране выгоднее адаптировать под себя существующие методологические и технические решения, чем нести расходы на собственные разработки. То есть, с точки зрения готовности к интеграции, скорее всего, времени много не потребуется. Но проблема может возникнуть при внедрении, благодаря попыткам уклонения от маркировки и даже саботажа.
Оператором (администратором) национальной системы маркировки и прослеживаемости маркированных товаров определено ЗАО «Альфа Телеком». Как и в Армении курировать оператора будет налоговый орган – государственная налоговая служба (ГНС КР).
Как бы то ни было, трудности, безусловно, будут преодолены, но они же означают и дополнительные расходы – лишний аргумент в руки критиков маркировки. Но, во всяком случае, курс на маркировку и интеграцию соответствующих систем в странах ЕАЭС уже взят.