- О маркировке
- Мобильные приложения
Казахстан далеко не первая страна в мире, которая ввела обязательную маркировку на некоторые виды товаров. В каждой стране эта процедура проходит по-разному. Где-то, в первую очередь, внедрили маркировку лекарственных средств, а где-то – алкоголя. В одних странах этот процесс проходит на государственном уровне, в других осуществляется частными компаниями. Однако все они пришли к выводу, что маркировка товаров необходима, потому что бизнес, в условиях маркировки, будет иметь равные конкурентные преимущества, потребитель будет уверен в качестве продукции, а рынок выйдет из «тени» и станет прозрачным.
В 2008 году в Европе стартовала маркировка товаров, после чего на продукцию начали наносить знак “ЕС”. Этот знак обозначает, что товар соответствует всем требованиям директивы Евросоюза о безопасности, охране здоровья и окружающей среды. Данный товар распространяется на территории стран, входящих в состав ЕС.
В США маркировка товаров осуществляется посредством коммерческих систем, которые предприниматель может выбирать самостоятельно. Сам процесс маркировки регламентируют государственные органы, они же занимаются разработкой законодательной базы. Товары подлежат обязательной маркировке.
Франция - первая страна в Европе, которая применила маркировку лекарственных препаратов в соответствии с европейской директивой от 2011 года. Но рынок был не готов к таким переменами, поэтому маркировка до сих пор не является обязательной.
Турция одна из немногих стран, где маркировка лекарственных препаратов является обязательной. Все средства, выпущенные на территории Турции, маркируются сразу на автоматических производственных линиях. На импортные товары коды маркировки наклеиваются вручную. Все данные о препарате и его транспортировке передаются в национальную систему маркировки. Такую же систему мы хотим внедрить и в РК.
В Китае маркировка не является обязательной и не регламентируется законом. Проект живёт за счёт добровольных пожертвований предпринимателей, которым выгодно контролировать движение товара в общей системе.
В России процесс маркировки товаров контролируется государством на законодательном уровне. У них сформирована единая национальная система маркировки товаров. К 2024 году планируется, что маркировка охватит все товары на российском рынке.
В нашей стране проект обязательной маркировки товаров разрабатывался с 2016 года. В 2020-м начались первые пилотные проекты по маркировке табачных изделий и обуви. В число товаров, подлежащих обязательной маркировке (необходимо иметь код Data Matrix), вошли как отечественные, так и импортная продукция, а это: обувь, табачные изделия, лекарственные средства и бутилированная вода и сахаросодержащие напитки.