- О маркировке
- Мобильные приложения
Премьер-Министр РК ответил на депутатский запрос от фракции ДПК «Ак жол». Ответ в полном объёме опубликован на сайте www.pharm.reviews.
"Согласно международной практике одними из инструментов для сокращения уровня теневой экономики и повышения собираемости налогов являются цифровая маркировка и прослеживаемость товаров средствами идентификации. В связи с чем в Комплексный план мероприятий по противодействию теневой экономике на 2023 – 2025 годы маркировка включена как один из действенных механизмов. Также в рамках международных обязательств Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) закреплено желание государств-членов обеспечить законный оборот товаров в рамках ЕАЭС, защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение.
Маркировка и прослеживаемость товаров средствами идентификации широко применяются в странах дальнего зарубежья (США, страны Европейского союза, Турция, Индия и др.), а также в государствах-членах ЕАЭС.
На сегодняшний день в стране осуществляется поэтапное внедрение маркировки различных групп товаров.
1. При маркировке предприниматель может осуществлять операции с маркированными товарами в личном кабинете информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров (далее – ИС МПТ) с помощью имеющегося персонального компьютера и 2D сканера, широко применяемого в торговле любыми товарами.
Кроме того, в целях упрощения и оптимизации бизнес-процессов государственными органами совместно с единым оператором маркировки и прослеживаемости товаров – АО «Казахтелеком» (далее – единый оператор, АО «Казахтелеком») разработаны бесплатные мобильные приложения, позволяющие в полной мере дублировать работу в личном кабинете ИС МПТ. Более того, единый оператор оказывает круглосуточную информационную поддержку участникам маркировки товаров посредством колл-центра, телеграмм-канала, групповых чатов.
Стоит отметить, что сдача в государственные органы отдельной отчетности по маркировке товаров субъектами предпринимательства законодательством не предусмотрена.
Приобретение оборудования для нанесения кодов маркировки на товар требуется только в случае, если субъект малого и среднего предпринимательства является производителем товара.
2. Действующий механизм маркировки предусматривает уплату платежей по маркировке только производителями или импортерами маркируемых товаров и не носит всеобщий характер для всех субъектов предпринимательства.
При этом Правилами оказания мер государственного стимулирования промышленности, направленных на продвижение отечественных обработанных товаров, работ и услуг на внутренний рынок (утверждены приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития от 15 июня 2022 года № 342), предусмотрено возмещение затрат из бюджета в размере 10000 месячных расчетных показателей субъектам предпринимательства на приобретение оборудования и кодов маркировки для нанесения на обувные товары.
На сегодняшний день также прорабатывается возможность оказания мер поддержки производителям лекарственных средств.
АО «Казахтелеком» определено единым оператором по результатам открытого трехэтапного конкурса (постановление Правительства от 3 марта 2020 года № 95) и входит в группу компаний АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына».
3. ИС МПТ полностью соответствует требованиям информационной безопасности, установленным законодательством, что подтверждается положительным актом. В октябре 2023 года была проведена дополнительная проверка ИС МПТ, в результате которой нарушения информационной безопасности не выявлены.
4. На сегодняшний день алкогольная продукция маркируется учетно-контрольными марками (далее – УКМ), при этом отсутствует поэкземплярная прослеживаемость каждой единицы продукции.
В настоящее время Министерство финансов прорабатывает проведение пилотного проекта по маркировке алкогольной продукции.
Справочно: единым оператором предложено на УКМ заменить нанесение штрих-кода на DataMatrix код. Данный метод уже был апробирован совместно с Банкнотной фабрикой Национального Банка.
Наряду с этим Министерством финансов совместно с единым оператором с февраля 2024 года запущен пилотный проект по маркировке пивоваренной продукции.
Вместе с тем розничная цена на молочную продукцию, не имеющую обязательной маркировки, сопровождается тенденцией к постоянному росту.
Справочно: по состоянию на май 2024 года цена на молочную продукцию, входящую в перечень социально значимых продовольственных товаров, выросла на 3,5% по сравнению с началом текущего года, в 2023 году - на 12,5% по сравнению с 2022 годом, в 2022 году – на 25,5% по сравнению с 2021 годом.
5. В структуре обувных товаров доля затрат на маркировку составляет до 1% от себестоимости товара. Наибольшую долю затрат в себестоимости составляют затраты на производство до 60%, логистику и маржу – до 37,5%. Кроме того, при введении обязательной маркировки обуви единым оператором на безвозмездной основе предоставлялись коды маркировки в объеме 6 млн штук.
По лекарственным средствам нужно отдельно учитывать, что стоимость их розничной реализации утверждается Министром здравоохранения 2 раза в год. Соответственно аптечная организация не имеет права реализовывать лекарственные средства выше утвержденной стоимости.
В целом наблюдаемый ежегодный рост цен на лекарственные средства обусловлен ростом инфляции, на который маркировка не оказывает влияния.
6. Введение маркировки и прослеживаемости товаров не приводит к банкротству малых предприятий, в структуре себестоимости маркируемых товаров доля затрат на их маркировку не превышает 1% от себестоимости товаров, при этом государством предусмотрено возмещение затрат.
Вместе с тем с момента введения обязательной маркировки и по состоянию на 1 мая текущего года количество промаркированных табачных изделий составило 4,4 млрд, обуви – 102 млн, лекарств – 13 млн.
Система маркировки и прослеживаемости товаров позволяет защитить отечественный рынок от контрафактной и некачественной продукции, повысить конкурентоспособность отечественных производителей на рынке ЕАЭС, а также обеспечить поступление дополнительных средств в бюджет (НДС, акциз, таможенная пошлина)».