- О маркировке
- Мобильные приложения
По данным НПП «Атамекен» емкость казахстанского рынка обуви составляет от 70 до 80 миллионов пар обуви в год. Из них в стране производится 1-1,2 миллиона пар и лишь над этим количеством существует какой-то контроль качества. Вся остальная обувь поступает в страну по импорту и относительно ее качества остается надеяться либо на репутацию торговой марки, либо на авось. В первом случае уверенность в качестве оборачивается более высокой ценой, во втором – разочарованием в покупке. Расползающиеся швы, отклеивающиеся части, некачественный материалы – эти симптомы знакомы многим. В итоге вечный вопрос – что делать?
Ответ пришел с неожиданной стороны – маркировка обуви на этапе производства и упаковки позволяет получать достоверные данные, относительно происхождения и качества товара.
Еще на этапе производства и упаковки производитель обуви шифрует в коде Data Matrix следующие характеристики:
При этом, код является уникальным – то есть, каждая пара обуви имеет код, который не может относиться даже к другой точно такой же паре обуви. Таким образом, производитель подтверждает, что данная конкретная пара произведена именно им.
Далее, при перемещении по логистической цепочке от производителя к импортеру, оптовому и розничному торговцу каждый участник цепочки дописывает сведения о себе в код. Таким образом, дальнейшая «судьба» изделия также становится доступной. Внесение и считывание сведений оптовыми и розничными точками является обязательной частью процесса и законодательно вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Наконец, потребитель может сканировать код на коробке или на самой обуви и узнать все интересующие его сведения, и принять решение о покупке, основанное на достоверных сведениях.
Самый же крупный и самый незаметный участник – государство – получает возможность более полно видеть ситуацию на рынке, более эффективно вести таможенную и налоговую политику. В результате выведения из тени значительного количества товара и последующего расширения налоговой базы мы будем иметь больше поступлений в бюджет, а значит, больше средств на развитие образования и здравоохранения. При оценке международной организации Transparency Kazakhstan доля контрабанды и контрафакта в обуви составляет 60-90%. Ожидается, что обязательная маркировка обуви может вывести из теневого оборота от 720 миллиардов до 1,8 триллиона тенге, что дает очень весомую прибавку государственному бюджету.
С 30 июня 2019 года до 31 декабря 2021 года в Казахстане был проведен пилотный проект по маркировке обуви. В проекте приняли участие 22 участника оборота обуви – производители (9 компаний, в их числе отечественные), оптовые и розничные торговые компании. При проведении проекта отрабатывались технические моменты: физическая маркировка, генерация и передача кодов, работа участников рынка с базой данных, сканирование маркированной обуви торговыми точками и потребителями, ведение базы данных и разработка мобильного приложения для потребителей, прием-передача товара, выведение кода проданных единиц из оборота.
Для плавного и безболезнего перехода участников обувного рынка к маркировке проведена обширная информационная кампания. Менеджер товарной группы Канат Алданиязов организовал группу участников в мессенджерах, Telegram-канал для быстрого оповещения о ходе проекта и происходящих изменениях. Проектной командой также были сняты обучающие видео, и размещены на YouTube. Для экономии времени участников им рассылались не только появляющиеся нормативно-правовые акты, но и пояснения к ним, а также подробные инструкции.
В целом, с технической стороны проект прошел успешно, теперь дело за масштабированием на всю страну.
В период до введения обязательной маркировки обуви имеющиеся на складах остатки должны быть промаркированы их владельцами самостоятельно. На этих запасах обуви может не быть полной информации, так как они уже давно прошли этапы заводской упаковки, импорта и логистики. Но по мере распродажи этих запасов, вся вновь поступающая в оборот обувь должна будет содержать полный набор сведений.