- О маркировке
- Мобильные приложения
С 1 апреля 2023 года в Казахстане начнет действовать система обязательной цифровой маркировки обуви, передает inbusiness.kz.
Ее запуск планировался еще год назад, но предприниматели попросили предоставить им больше времени для адаптации к новым правилам. Как изменения повысят ответственность бизнеса в отношении к потребителю и государству, а также сделают рынок более прозрачным – подробнее в материале.
История вопроса по введению маркировки обуви достаточно долговременная. Почвой для такого решения стало соглашение о маркировке товаров в странах Евразийского экономического союза, принятое в 2019 году. Согласно правилам, обязательной маркировке подлежит только та обувь, которая проходит через Казахстан транзитом и далее направляется в третьи страны. Но в итоге под это требование была подведена вся обувная продукция, реализуемая в республике. Главная тому причина – неутешительная статистика. По официальным данным, доля теневого оборота обуви в Казахстане составляет 48%, то есть каждая вторая пара обуви ввезена в страну нелегально.
Действовать категорично было нельзя, поэтому изначально был запущен пилотный проект, который охватил 19 участников оборота обуви, в том числе производителей, импортеров, оптовые и розничные торговые компании. Анализ показал, что задача выполнима и не требует больших затрат.
Таким образом, с 1 ноября 2021 года маркировка и прослеживаемость обувных товаров стали обязательным требованием, закрепленным в законодательстве РК. Предприниматели выразили неготовность и попросили послабление, курирующие государственные органы ответили на это положительным решением. Представителям бизнеса позволили до 1 апреля 2023 года продавать немаркированные остатки обуви, которые были завезены до вступления закона в силу. Но этого времени, как уже упоминалось ранее, им оказалось недостаточно, и предприниматели вновь попросили увеличить временной лимит.
Для оперативного масштабирования проекта и сбора обратной связи регулярно проводились индивидуальные и коллективные встречи с предпринимателями, неоднократно корректировался функционал новой системы, единый оператор маркировки и прослеживаемости товаров в Казахстане бесплатно выдавал бизнесменам, зарегистрированным в системе, коды для маркировки остатков.
Кроме этого, импортерам обуви разрешили до 1 ноября 2023 года проводить нанесение маркировки на обувь на собственных складах в Казахстане.
Многие предприниматели, столкнувшись с требованием об обязательной маркировке и не изучив все нюансы нововведения, стали страшить покупателей увеличением цены на продукцию. В действительности нанесение маркировки не требует больших инвестиций или привлечения дополнительных человеческих ресурсов, а оборудование, необходимое для сканирования дата-матрикс кодов, уже используется для инвентаризации и других регулярных задач.
источник Inbusiness.kz
По словам руководителя пресс-службы крупнейшей обувной сети "Юничел" Екатерины Железняковой, для их компании переход на систему цифровой маркировки стал незначительной нагрузкой.
"Думаю, крупные и серьезные игроки на рынке решили вопрос с введением маркировки внутри своих штатов. Понадобилось несколько дней, чтобы наши IT-специалисты и сотрудники разобрались в работе системы на складах. С какими-то сверхзатратами компания не столкнулась", – рассказала Екатерина Железнякова.
Одобрительно относится к решению о маркировке и Анар Каиржанова, представитель общественного объединения производителей обуви. Обусловлена такая позиция желанием вывести нелегальный бизнес из тени и добиться равной и добросовестной конкуренции между местными производителями и иностранными.
"Многие говорят, что отечественная продукция дороже, чем импортная, но это не потому, что мы в разы повышаем маржу, а потому, что мы на стадии развития и пока не конкурентны. Наши производители вкладываются в производство, оплачивают налоги, заработные платы и другие социальные выплаты, все это отображается на себестоимости товаров", – пояснила Анар Каиржанова.
Местные производители готовы следовать новым требованиям и активно снабжают свои предприятия всем необходимым техническим оборудованием.
"Мы все наладили, ничего сложного нет. На покупку принтера и сканера потратили примерно 140 тысяч тенге, но если учесть количество реализуемых пар обуви, то каждый код маркировки обходится меньше одного тенге", – поделился Шамухтар Шаюнусов, заместитель генерального директора фабрики "ТаразКожОбувь" в Таразе.
По различным оценкам, более 90% предпринимателей готовы к введению запрета на оборот немаркированной обуви. Это бизнес, который своевременно разобрался во всех деталях и механизмах работы с маркировкой и показывает реальные цифры по ввозу и продаже товара.
По словам Кайсара Шалабаева, заместителя председателя комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции РК, в числе противников системы меньшинство. Это те граждане, которые не хотят показывать свой товарооборот и переходить с облегченного налогообложения на НДС.
Будут ли штрафовать бизнесменов, которые пренебрегают требованиями законодательства и продают обувь без маркировки? Санкции пока не предусмотрены, поскольку в КОАП РК нет соответствующей статьи. Однако контроль за предпринимателями все-таки будет. Эту задачу Кайсар Шалабаев предлагает взять на себя общественности. Такая мера ответственности должна быть введена в рамках развития процессов маркировки при достижении определенной степени зрелости общества нашей страны в ближайшем будущем.
"В целом мы не нацелены на то, чтобы держать предпринимателей в страхе, но мы хотим стимулировать их. Сейчас думаем над нормами, благодаря которым мы могли бы возместить бизнесменам денежные средства, которые они потратили на введение системы маркировки", – отметил Кайсар Шалабаев.
Источник: Inbusiness.kz